Древние Афины

Приведенные в хрестоматии документы отражают процесс становления го­сударства а Афинах, приведший к образованию афинского демократического полиса. Основные этапы этого процесса связаны с деятель­ностью выдающихся греческих законодателей-реформаторов: Солона (начало VI в. до н.э.), Клисфена (конец VI в. до н.э.) и Перикла (се­редина V в. до н.э.), с правлением которого связан расцвет афинской демократии. Прочитайте документ №5 . Ответьте на следующие вопросы:

1) Какие причины вызвали необходимость реформ Солона?

2) Почему афиняне поручили проведение реформ именно Солону?

Отвечая на эти вопросы, необходимо иметь в виду следующее:

Государства в полном смысле слова во времена Солона еще не было. Его становление в Аттике (область материковой части Греции, цент­ром которой являлись Афины) проходило в борьбе между общинни­ками-землевладельцами и землевладельческой родовой знатью. Знать наз­вана в документе богатыми, а общинники - бедными.

Прочитайте документ № 6. Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие реформы осуществил Солон

а) в социально экономической области

б) в политической области

2. Как вы считаете, что в реформах Солона отвечало интересам общинни­ков-землевладельцев, а что - интересам родовой знати?

3. Осуществил ли Солон все мероприятия, которые ожидал от него простой народ, или нет? Как вы думаете, почему?

4. Каково значение реформ Солона с точки зрения становления афинского демократического полиса?

При ответе на эти вопросы следует иметь в виду, что:

1. Фила - основная единица родового общества в Греции. Она представля­ла собой объединение родов (племя). Солон сохранил прежние четыре филы, но придал им территориальный, а не родовой характер.

2. Государство - организация, власть которой распространяется на определенную территорию. Власть органов управления в родовом обществе обязательна только для членов родовой организации.

3. Ареопаг (совет ареопагитов) - высший орган власти в Афинах в пери­од разложения родового строя. Состоял из представителей знати. Пору­чить ареопагу охранять законы означало существенно сузить его полно­мочия.

Прочитайте документ № 7. Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем заключались реформы Клисфена?

2. Каково значение этих реформ?

Необходимо иметь в виду следующее:

1. За 80 лет, прошедшие со времени Солона, соотношение сил в Аттике значительно изменилось. Развитие ремесла и торговли в Афинах, чему благоприятствовала политика Солона, а затем тирана Писистрата, превратили Афины в крупный центр торговой и ремесленной деятельности. Поэтому Клисфен мог опираться исключительно на городское население. Соответственно об учете каких-либо требований сельского населения более речи не было. Ре­формы Клисфена носили исключительно политический характер.

2. Вспомните пояснение 2 к документу № 6.

3. Реформы Клисфена в основном завершили процесс формирования афинско­го демократического полиса. Дальнейшие изменения характеризуют процесс развития афинской демократии.

Прочитайте документ № 8. Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем заключалась роль народного собрания в Афинах?

2. Каким образом народное собрание контролировало должностных лиц?

3. В чем заключались обязанности совета 500 ?

4. Какой орган приобрел при Перикле больше прав, чем имел раньше: народное собрание или совет 500?

5. Какой мерой обеспечивалось активное участие народа в политической жизни Афин?

Обратите внимание, что:

1. Народное собрание существовало в Афинах и до Перикла. Его полномо­чия, существенно сокращенные в период господства родовой аристократии, были расширены Солоном и подтверждены Клисфеном.

2. Остракизм - изгнание из Афин путем своеобразного голосования: если народ решал, что следует прибегнуть к остракизму, каждый писал на череп­ке имя того политического деятеля, которого, по его мнению, следовало изгнать. Изгнанию подвергался тот, чье имя написало большее количест­во граждан. Остракизм был важным средством ведения политической борьбы.

3. Выборы по жребию были совершенно случайными, что следует из само­го названия. Когда выборы производились поднятием руки, вопрос решался большинством голосов.

Прочитайте документ № 9. Ответьте на следующие вопросы:

1. B чем видит автор недостатки афинского государственного строя?

2. Как вы считаете, можно ли считать афинское государственное устрой­ство идеальной формой демократии ? Обоснуйте свой ответ.

Отвечая на этот вопрос, необходимо учесть, что в число афинских граждан не входили не только рабы, но и выходцы из других государств, проживавшие в Афинах , - метеки. Получить афинское гражданство было очень сложно. Даже пользующийся большим уважением философ Аристотель, про­живший в Афинах большую часть жизни, был метеком. Женщины имели гражданство, но не могли участвовать в общественной жизни. С дру­гой стороны, обратите внимание на то, что в Древних Афинах сам народ определял основную политическую линию государства, избирал, контролировал и смещал должностных лиц. Это была так называемая непосредственная форма демократии. В современных демократических государствах существу­ет представительная демократия: не народ, а его представители выполняют обозначенные функции, и далеко не все.

Другое по теме

Ашкенази — коренной народ Руси
— Илья Львович! Я не могу этого видеть! Илья Львович! Одно из двух: или снимите крест, или оденьте трусы! Илья Львович! Одно из двух! Я не могу этого видеть! Еврейский анекдот ...