24 мая 1956 г. ЦКБ-5 получило тактико-техническое задание на разработку ракетного катера проекта 205 в стальном корпусе. В 1957–1958 гг. были выполнены эскизный и технический проекты (главный конструктор Е. И. Юхнин, а затем А. П. Городянко).
Катер полным водоизмещением 209–226 т, вооруженный 4 ракетами П-15 в закрытых пусковых установок ангарного типа КТ-97, двумя 30-мм автоматами АК-230 со стрельбой РЛС «Рысь», а также РЛС «Рангоут», имел трехвальную дизельную энергетическую установку мощностью 3 х 4000 л.с. (в дальнейшем 3 х 5000 л. с), обеспечивавшую скорость хода 38,5 узла и более 40 узлов соответственно. Обводы корпуса, круглоскулые в кормовой части и остроскулые в носовой, обеспечили хорошую мореходность, допускающую возможность использования ракет при волнении до 4 баллов включительно без ограничений по скорости и до 5 баллов при скорости хода до 30 узлов.
Головной катер проекта 205 был построен заводом № 5 в Ленинграде и сдан ВМФ в 1960 г.
В 1960 г. начались Государственные испытания катеров проекта 205 с четырьмя пусковыми установками ангарного типа. Эти испытания шли не на полигоне «Песчаная балка», а на флотах. Первые испытания проходили на Черноморском флоте в Севастополе в июне-июле 1960 г. Обошлись двумя пусками, но в то же время в августе 1960 г. на Черноморском флоте были (для высшего и военного руководства страны) проведены показательные стрельбы ракетами П-15 (4 пуска). В декабре 1960 г. испытания катеров проекта 205 прошли на Балтийском флоте (8 пусков), а в начале 1961 г. — на Тихоокеанском флоте (2 пуска). До этого стрельбы на флотах проводились только с катеров проекта 183Р.
Хорошо показали себя ракетчики-катерники на учениях ВМФ под названием «Касатка», проводимых (исключительно для Н. С. Хрущева) на Северном флоте в июне-июле 1962 г. Произведено 4 успешных пуска.
В начале 1960-х годов в ракете П-15 сделали складные крылья, раскрывавшиеся при выходе из цилиндрического контейнера. Модернизированная ракета получила индекс П-15У (4К-40У), а контейнер — индекс КТ-97М. Контейнеры давали не только выигрыш в габаритах, по сравнению с ангарами (по длине меньше на 1 м, а по ширине на 0,8 м), но и обеспечивали микроклимат ракете (за счет герметичности), и в случае необходимости могли быть быстро заменены. Полное водоизмещение катера увеличилось до 235 т. В 1961 г. ЦКБ-5 разработало проект катера 205У с четырьмя цилиндрическими контейнерами КТ-97М. Головной катер вступил в строй в 1965 г.
Ракетные катера проекта 205 строились: в Ленинграде на заводе № 5 (в 1960–1966 гг. построено 68 шт.); в Рыбинске на заводе № 341 (в 1963–1975 гг. построено 46 шт.); во Владивостоке на заводе № 602 (в 1962–1973 гг. построено 26 шт.). Итого построено 140 катеров проекта 205.
Ракетные катера проекта 205У строились в Ленинграде на заводе № 5 (в 1965–1972 гг. построено 19 шт.) и во Владивостоке на заводе № 602 (в 1966–1973 гг. построено 13 шт.).
Поначалу стоимость стального ракетного катера проекта 205 оказалась почти в 3 раза выше, чем деревянного проекта 183Р. Замечу, что катер проекта 183Р был дешевле своих двух ракет — уникальный факт в истории. Поэтому в 1962 г. ЦКБ-5 разработало проект 183РУ. Новый катер отличался от проекта 183Р цилиндрическими, а не ангарными контейнерами, а также переносом носового 25-мм автомата 2М-ЗМ в корму. При этом стандартное водоизмещение не только не увеличилось, а наоборот, уменьшилось с 70 до 68 т. Однако руководство ВМФ к тому времени предпочитало более крупные ракетные катера, и проект 183РУ не был реализован.
Ракета П-15У отличалась от П-15 в основном раскрывающимся крылом, поэтому специальных испытаний на полигоне она не проходила, а просто постепенно стала заменять П-15 во флотах.
Другое по теме
Анализ условий труда
Гальваника - электролитическое осаждение тонкого слоя металла на поверхности какого-либо металлического предмета для защиты его от коррозии, повышения износоустойчивости, предохранения от цементации, в декоративных целях и т. д ...