Роботы на суше и на море
Страница 1

Помимо катеров ВУ Бекаури занимался и морскими минами и торпедами. Для этого в 1926 г. в «Остехбюро» был передан ленинградский завод «Торпедо».

Летом 1925 г. в Финском заливе с помощью радиоаппаратуры, установленной на тральщике «Микула», были взорваны в заданном порядке 5 мин, размещенных в 25 км от корабля.

Для сбрасывания мин и торпед для «Остехбюро» закупили в Англии два торпедоносца Блекбери «Свифт» и два германских гидросамолета ЮГ-1 конструкции Юнкерса. Позже использовались бомбардировщики ТБ-1 как в колесном, так и в поплавковом вариантах. Для своей авиации «Остехбюро» получило несколько аэродромов.

Работа над обычными минами и торпедами — тема особая. Здесь я скажу, что ничего путного у Бекаури ни с минами, ни с торпедами не получилось. Кроме того, в «Остехбюро» были созданы радиоуправляемые торпеды «Акула-1» и «Акула-2». Сведения о них засекречены до сих пор. Известно, что с 26 августа по 30 октября 1935 г. «Остехбюро» успешно произвело их заводские испытания, проводившиеся на Онежском озере в Петрозаводской губе. По результатам заводских испытаний «Акулу-2» решили передать на войсковые испытания. Управление торпедами производилось с самолета.

Параллельно с работами над телеуправляемыми торпедами Бекаури занялся проектированием телеуправляемых… подводных лодок. Для этого в начале 1934 г. в «Остехбюро» был создан специальный отдел. Руководил им инженер Ф. В. Щукин. В этом отделе в 1934–1936 гг. параллельно проектировались: атомное подводное специальное судно (АПСС) или телемеханическая подводная лодка; автономная подводная лодка (АПЛ); радиотелеуправляемая подводная лодка; малая подводная лодка водоизмещением 60 т.

АПСС представляла собой сверхмалую (надводное водоизмещение 7,2 т, подводное 8,5 т) подводную лодку, вооруженную одним носовым неподвижным торпедным аппаратом. Управлялась АПСС двумя вариантами: обычным (единственным членом ее экипажа) и дистанционным. В последнем случае прорабатывалась возможность управления АПСС с так называемых «водителей» — с надводных кораблей или самолетов. «Волновое управление» должно было осуществляться с помощью установленной на этих «водителях» специальной аппаратуры «Кварц» (разработка № 134), созданной специалистами того же «Остехбюро». В «телемеханическом» варианте АПСС вместо торпеды несла установленный на ее месте заряд взрывчатки весом 500 кг.

В том же 1935 г., когда проектирование АПСС было завершено, приступили к строительству лодок на Ленинградском судостроительно-механическом заводе «Судомех» (№ 196). Были построены сразу две лодки этого проекта, которые в 1936 г. проходили заводские испытания.

Увы, дальше заводских испытаний дело не пошло. Куда затем исчезли оба образца АПСС можно только гадать.

АПЛ — автономная подводная лодка «Пигмей» — также была построена в Ленинграде на заводе «Судомех» (строитель А. Н. Щеглов),

Надводное водоизмещение «Пигмея» составляло 18,6 т. Длина 16 м, ширина 2,62 м. Скорость надводная 5 узлов, подводная 6 узлов. Дальность плавания экономическим ходом 290/60 миль (по другим данным дальность плавания экономическим подводным ходом составляла 18 миль). Предельная глубина погружения 30 м. Автономность 3 суток. Экипаж 4 человека. «Пигмей» был вооружен двумя 450-мм торпедными аппаратами (бортовые; открытое хранение торпед) и одним 7,62-мм пулеметом.

Лодку по железной дороге доставили в Севастополь, где она в октябре 1936 г. под условным наименованием «Подводная лодка „Остехбюро“» прошла испытания. Командовал «Пигмеем» старший лейтенант Б. А. Успенский.

Испытания показали, что управление «Пигмеем» по радио с самолета практически невозможно, и стали испытывать его как обычную сверхмалую подводную лодку с экипажем на борту.

Несмотря на ряд выявленных недостатков «Пигмея», руководство ВМС РККА приняло решение о постройке серии из 10 сверхмалых подводных лодок этого типа со сдачей первых шести до конца 1936 г., а всей серии — в 1937 г. Несколько «Пигмеев» начали строиться на «Судомехе» в Ленинграде, но так и не были «доведены до боеспособного состояния» и, видимо, были разобраны.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме

Список использованной литературы
Баданин В. А.  Подводные лодки с единым двигателем. СПб.: Гангут, 1998. Беккер К.  Немецкие морские диверсанты во Второй мировой войне. М.: Издательство иностранной литературы. 1958. Бережной С. С.  Ли ...