Красный маршал и «лучи смерти»
Страница 3

28 июня 1918 г. бывший подпоручик вступает в командование 1-й армией Восточного фронта. Так началась карьера «великого полководца».

Что же касается наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе и его заместителя Ивана Петровича Павлу-новского, то они и военных училищ не заканчивали. Орджоникидзе в 1901–1905 гг. учился в фельдшерской школе и, видимо, ее так и не закончил. А Павлуновский вообще нигде, кроме как в церковно-приходской школе, не учился. Зато Павлуновский еще ведал и мобилизационным управлением РККА. Вот эта славная троица дилетантов и вершила судьбами нашей артиллерии.

Мне возразят, что в подчинении дилетантов находились старые специалисты, офицеры царской армии. Да, это так, и в ряде случаев они давали неплохие советы. Но в целом бывшие офицеры были столь напуганы террором ОГПУ, что и не пытались конфликтовать с «дилетантами».

Выше же дилетантов были только луганский слесарь Клим Ворошилов и недоучившийся семинарист Иосиф Сталин. Чтобы больше не возвращаться к личности Сталина, скажу, что, по моему мнению, Сталин сам себя сделал из заурядного революционера вождем великой державы. В начале 1930-х годов он был опытным политиком, но только начинал разбираться в военном искусстве и технике. К 1944 г. он станет великим стратегом, на голову выше Черчилля, Гитлера и Рузвельта, вместе взятых. А пока он слишком доверял дилетантам.

А дилетанты хватались за любые виды изобретений, с которыми со всех сторон обращались гениальные изобретатели. Десятки их сохранились в Архиве народного хозяйства. Вот, к примеру, письмо от 10 декабря 1933 г., адресованное Павлуновскому с припиской: «Лично». Некий И. К. Баранов предлагал принять на вооружение электромагнитную установку для улавливания снарядов. К письму приложен чертеж. Суть изобретения заключалась в том, что вокруг нашей батареи устанавливались несколько сверхмощных магнитов, которые отклоняли в сторону вражеские снаряды, и батарея становилась неуязвимой. Чем кончилось дело с проектом Баранова, установить мне не удалось, но работы по созданию этой установки были начаты.

А вот в том же архивном фонде и описи, в деле № 73 повествуется о совещании 13 декабря 1932 г. у Тухачевского, на котором присутствовали А. Ф. Иоффе, А. А. Черкашов, профессор Шулейкин и ряд других специалистов. Речь шла о новейшем оружии — установке «Лучи смерти», разработанной Иоффе. В Институте рентгенологии проектировали две установки — в 5 мегавольт и в 10 мегавольт. «Лучи смерти», по заявлению Иоффе, должны были смертельно поражать людей на расстоянии 300–400 м от установки. По результатам совещания Реввоенсовет постановил работы над «лучами смерти» академика Иоффе сосредоточить в Государственном физико-технологическом институте. «Наблюдение за работами» поручили товарищу Орджоникидзе и товарищу Ягоде (от НКВД).

Нарком К. Е. Ворошилов сделал специальный доклад о «лучах смерти» В. М. Молотову, и колесо завертелось.

Сколько ушло миллионов на подобные идиотские затеи, можно только гадать, поскольку большинство аналогичных проектов хранится в архивах под грифом «совершенно секретно». Ох, как боятся независимых исследователей наши вожди, пришедшие к власти в 1991 г. под лозунгом «борьба за гласность»!

Уверен, что кое-кто из читателей возмутится: да как же можно обзывать идиотом Абрама Федоровича Иоффе (1880–1960) — академика, лауреата всевозможных премий, и прочая, и прочая… Да он еще в 1903–1906 гг. работал в Мюнхене с самим Вильгеймом Рентгеном!

Каюсь, я сам не понимаю, как мог такой крупный и действительно талантливый ученый нести чушь, которую с порога должны были отмести младший командир РККА или выпускник технического ВУЗа. И Баранова, и Иоффе следовало «убить» лишь одним вопросом: сколько будет стоить электромагнитный улавливатель снаряда или «луч смерти»? Понятно, что не меньше стоимости материальной части десятка гаубичных полков. Ну а далее следовало сравнить их по критерию «эффективность/стоимость», не забывая о мобильности установок, стоимости обучения личного состава и т. д.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме

Зачем изучать историю?
Человек изначально, являясь существом любопытным, интересовался историей. И не важно, чья это история. История человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться ошибкам предков, получить уроки неуд ...