Афинское государство в V—IV вв. до н.э.
Страница 2

Афинская демократия в период своего расцвета превра­тилась в политическую форму совместного господства сво­бодных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Вместе с тем она была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами. Она стала и формой, в кото­рой развивались противоречия между свободными — рабов­ладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями и люмпенами — с другой. Эти характерные черты афинской демократии отразились на ее государственном строе.

Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.

По своей сущности Афинское государство являлось поли­тической организацией свободных граждан, обеспечиваю­щей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой де­мократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать актив­ное участие в политической жизни. Она окончательно сло­жилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми пе­рерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направля­ли и контролировали деятельность должностных лиц.

Народное собрание — верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение вра­га, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного со­брания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избира­ло должностных лиц и производило проверку их деятель­ности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продо­вольственное положение страны и т. д. Специальные со­брания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.

В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось, вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.

Повестка дня каждого собрания определялась заранее Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лиц. На трех других собраниях ме­сяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, ад­министративные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги защищавшие интересы отдельных групп свободных. Зако­нопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каж­дому законопроекту давал заключение. Голосование по за­конопроекту производилось поднятием руки.

Важным средством, использовавшимся в целях обес­печения стабильности законодательства, было право лю­бого участника собрания, сославшись на незаконность пред­ложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его . точки зрения, являлись незаконными.

Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме

Зачем изучать историю?
Человек изначально, являясь существом любопытным, интересовался историей. И не важно, чья это история. История человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться ошибкам предков, получить уроки неуд ...