Реформы Солона

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товар­но-денежных отношений привело к дальнейшему социаль­ному расслоению свободного населения. В среде эвпатри­дов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, не­которая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превра­щается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхуш­ки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится поло­жение средних и мелких землевладельцев и ремесленни­ков. В результате в среде свободных возникает целый ком­плекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремя­щимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кри­сталлизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым бога­чами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех сво­бодных в единый господствующий класс требовались глубо­кие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользо­вался доверием среди широких слоев населения. Главной Целью реформ Солона было примирение интересов различ-йых враждующих группировок свободных. Поэтому они но­сили компромиссный, половинчатый характер.1

Реформы Солона явились важным этапом в образова­нии государства в Афинах, и их результаты можно срав­нить с политической революцией. Прежде всего Солон про­вел сисахфию — долговую реформу, которая означала пря­мое вмешательство в отношения собственности. Задолжен­ность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важ­ного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владе­ния. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бед­ноты.5

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения при­вилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т. д. Каждый раз­ряд имел определенные политические права: обществен­ные должности могли занимать только граждане- первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедня­ки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собра­ние стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в созда­нии нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его иму­щественного положения. В интересах вторых был учреж­ден новый орган управления — Совет четырехсот, изби­равшийся из граждан первых трех разрядов по 100 чело­век от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Реформы нанесли удар по родовой организации влас­ти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были одным этапом формирования политической организации дфинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали не­довольство родовой аристократии и не удовлетворили пол­ностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата а затем его сыновей (560—527 гг. до н.э.), которые зак­репили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочи­ли политический строй, созданный Солоном.

Другое по теме

Утопия сионизма
Теперь много таких находют, которые с древности за советскую власть стояли. Г. Федоров ...