Краткая историческая справка
С XVI в. территория Азербайджана входила в Сефевидское государство; образованное шахом Исмаилом I (правил в 1502-1524 гг.). При шахе Аббасе I (правил в 1587-1629 гг.) в результате "иранонизации" государство превращается в одну из окраин иранского государства. В течение веков территория Азербайджана являлась объектом завоевания Турции. В 1803-1805 гг. Карабахское, Шекинское и Ганджинское ханства были присоединены к России. В ходе русско-иранской войны 1804- 1813 гг. к России отошли ханства Кубинское и Бакинское (1806), а в 1809 г. – Талышское. Гюлистанский мирный договор 1813г., заключенный 24 октября (5 ноября) между Россией и Ираном, юридически закрепил это положение. Иран отказался от своих притязаний на Карабахское, Ганджинское, Ширванское, Шекинское, Бакинское, Дербентское, Кубинское и Талышское ханства, а также на Восточную Грузию и Дагестан. Согласно Гюлистанскому договору 1813 года под властью иранского шаха оставались все южные ханства Азербайджана. По окончании русско-иранской войны 1826- 1828 гг., согласно Туркманчайскому мирному договору, к России отошли Нахичеванское ханство, Ордубадский округ и другие территории. После Октябрьской революции и Гражданской войны (28 апреля 1920 г.) на территории Азербайджана, входившей в Российскую империю, была образована Азербайджанская Советская Социалистическая Республика. С 12 марта 1922 г. она входила в состав Закавказской Федерации, а 5 декабря 1936 года вошла непосредственно в СССР. Южная часть исторической территории Азербайджана осталась в рамках Иранского государства.
Спустя 20 дней после вхождения частей Красной армии в Иран в Южный Азербайджан была отправлена первая группа работников из Азербайджанской ССР, насчитывавшая 500 человек. Они получили задачу детально разобраться в местной обстановке, параллельно распространять советское влияние, пропагандируя успехи Советского Азербайджана в литературе, искусстве, экономике и других областях. В то же время "помощь Южному Азербайджану, – говорил руководитель ЦК Компартии Азербайджана Багиров, выступая перед командируемыми, – должна быть такой, чтобы ни шахское правительство, ни англичане не могли обвинить нас во вмешательстве во внутренние дела Ирана" . Число советских представителей, отправленных в 1941 – 1942 годах из АзССР в Южный Азербайджан, непревышало 600 человек, хотя планировалось отправить 2500-3000. После заключения 29 января 1942 года в Тегеране союзного договора между СССР, Великобританией и Ираном, гарантировавшего территориальную целостность последнего, большинство советских работников по указанию Москвы были отозваны назад. Это было связано с изменением "статуса" Ирана. В тяжелый для Советского Союза период Великой Отечественной войны он приобрел исключительно важное значение, как своего рода транзитный коридор для перевозки военных грузов, поставляемых по ленд-лизу. Проблема Южного Азербайджана отошла как бы на второй план.
В начале 1944 года в связи с коренными переменами, произошедшими на советско-германском фронте, укреплением международного положения СССР и обострением внутренней обстановки в Иране Москва вновь вернулась к южноазербайджанскому вопросу.
6 марта Совет народных комиссаров СССР по рекомендации Молотова, обсудив вопрос "Об усилении экономической и культурной помощи населению Южного Азербайджана", принял соответствующие решения. Важное внимание в них было уделено отправке в Иран политработников из Азербайджанской ССР.
6 июля 1945 года Политбюро ЦК ВКП(б) после длительных колебаний приняло секретное решение "О мерах по организации сепаратистского движения в Южном Азербайджане и в других северных областях Ирана". В этом документе обосновывалась целесообразность начать подготовку к предоставлению азербайджанским провинциям Ирана широкой национальной автономии. Для руководства национально-освободительным движением в Южном Азербайджане предлагалось создать Азербайджанскую демократическую партию (АДП). Исполнение решения возлагалось на ЦК КП(б) Азербайджана и СНК АзССР под контролем некоторых высших руководителей Советского Союза. Для финансирования этой деятельности Государственным банком СССР была выделена значительная сумма в иранской валюте, эквивалентная 1 млн. рублей .
В конце августа того же года подготовительные мероприятия по организации Азербайджанской демократической партии завершились, и 3 сентября было публично объявлено об ее учреждении. В состав АДП вошли представители всех слоев населения, а также местные организации Народной партии Ирана (партия "Туде" ). Последние, по словам участника событий лейтенанта Муртазы Зарбахта, присоединились к Демократической партии по указанию советских органов . Москва активно поддержала новую партию (фактически ею созданную), программа которой наиболее полно отвечала ее нынешним интересам . Было очевидно, что в случае получения автономии Иранским Азербайджаном, этнически связанным с Советским Азербайджаном, политическое влияние СССР в Иране и на всем Среднем Востоке могло бы значительно усилиться. "Эта партия, – сообщал своему начальству британский консул в Тебризе Уолл, – опаснее просоветской народной партии ("Туде". – А.О.). В новой партии нет богатых людей. Ее программа составлена грамотно… Если эта партия осуществит все идеи, ее будет защищать все азербайджанское население. С этими целями они пойдут далеко" .
Другое по теме
Основы аудита
Целью аудита согласно закона является выражение независимого мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. ...