В самой крупной операции – "Джанкшен Сити" ("Junction City") было задействовано около 45 тысяч американских солдат и офицеров, 800 танков и бронетранспортеров. Однако ни одна из операций не привела к "умиротворению" района. Партизаны успешно избегали крупных столкновений и наносили точечные удары из-за засад. При этом именно они определяли место, время, способ и объект нападения, преследуя единственную цель: уничтожение живой силы противника и его баз. По словам ветерана вьетнамской войны, полковника армии США Дэвида Хэкворта, "на протяжении всей войны американские войска словно "танцевали под дудочку партизан", которые твердо удерживали инициативу в своих руках. Целью вьетконговцев было воевать только на своих условиях, в устраивающее их время и на выбранном ими месте. Если же они попадали в ловушку и не могли выбраться из нее, то, стиснув зубы, дрались как черти" .
Потери американо-сайгонских войск за время второго контрнаступления составили 175 тысяч человек, 1800 сбитых и поврежденных на земле вертолетов и самолетов .
Здесь уместно заметить, что за все время боевых действий вьетнамцами широко использовалась тактика "захвата за пояс", которая выработалась еще во время войны с французами. Ее суть заключалась в ведении военных действий на близких расстояниях от противника, чтобы не попасть под его обстрел. Причем для вьетконговцев не имело значения, за кем оставалась территория после сражения. Главным фактором в войне был "человеческий". В этой связи вьетнамцами было хорошо усвоено изречение Мао Цзэдуна о том, что народ является для партизан тем, чем является вода для рыбы: удалите воду – и рыба погибнет. Тем не менее, по оценкам американской разведки, потери Вьетконга в живой силе (включая военнопленных и небоевые потери) с января по июнь 1967 года превышали 15 000 человек ежемесячно .
Говоря о боевых действиях на территории Вьетнама, важно коснуться еще одного аспекта войны – деятельности американских структур психологической войны. Здесь прошла апробацию новая концепция "специальных методов войны", разработанная с учетом опыта корейской войны . Ее суть раскрыл бывший начальник Управления специальных методов войны генерал У. Троксель:
"Специальные методы войны – это соединение приемов, форм и методов психологической войны с другими средствами, направленными на подрыв противника изнутри… Они расширяют поле боя и превращаются из временно действующего тактического средства ограниченного воздействия в мощное стратегическое оружие, имеющее большие потенциальные возможности" .
В начальный период войны в психологических операциях сухопутных войск участвовали четыре роты 6-го батальона психологических операций, размещенные отдельно друг от друга в соответствующих тактических зонах. В последующем эти роты были заменены 4-й группой психологических операций (6-й, 7-й, 8-й и 10-й батальоны психологических операций), сформированной в составе сухопутных войск. Кроме того, значительное количество радиопередач и печатных материалов, использовавшихся во Вьетнаме, готовила 7-я группа психологических операций на японском острове Окинава и подчиненный ей 3-й экспедиционный отряд в Бангкоке (Таиланд). Численность 7-й группы и 3-го отряда составляла 800 военнослужащих, а в целом аппарат психологических операций только сухопутных войск насчитывал около 1000 человек, причем 118 из них владели вьетнамским языком. Кроме того, к сотрудничеству привлекались сотни вьетнамцев . Руководители этих спецструктур сотрудничали с агентством ЮСИА и радиостанцией "Голос Америки", имевшими свои отделы на Окинаве и в Таиланде.
Основной упор органы психологической войны США делали на попытках деморализовать и запугать партизан Южного Вьетнама, а также войска и население ДРВ. С этой целью в радиопрограммах, листовках и устных передачах использовались в основном не политические, а социально-психологические мотивы. Широко применялись методы эмоционального воздействия – вопли ужаса, отчаянный женский и детский плач, буддийская погребальная музыка, крики диких зверей и птиц, связанных в верованиях вьетнамцев с духами, демонами и т.п. Причем часто, с целью психологического истощения бойцов Вьетконга, тактика звуковещания осуществлялась в течение всей ночи. Так, например, командование 1-й бригады 101-й воздушно-десантной дивизии в ночь перед наступлением осуществило транслирование записанного на пленку пронзительного крика орла вперемешку с детскими возгласами на вьетнамском языке "папа, вернись домой!".
Широко использовалась и наглядная агитация, направленная как на личный состав войск противника, принимающих непосредственное участие в боевых действиях, так и на население прифронтовой полосы. Для разбрасывания листовок на больших территориях использовались стратегические бомбардировщики В-52, а также транспортные самолеты. Всего американцы распространили 50 миллиардов листовок, т.е. по 1500 листовок на каждого жителя Северного и Южного Вьетнама . Задачей воздействия на гражданское население (формирование состояния страха за свою жизнь, беспокойства за судьбу близких, сексуального влечения и т. д.) было стремление подчинить его сознание на бытовом уровне и тем самым получить возможность управлять его поведением. Для этой цели вместе с традиционными формами ведения психологической войны впервые широкомасштабно стало использоваться телевидение. Телепрограммы разрабатывались для гражданской и военной аудиторий. Были созданы студия и четыре передающие станции, вещавшие по 6 часов в сутки. Среди вьетнамцев были распространены 3,5 тысячи телевизионных приемников, во многих школах и читальнях установлены телевизоры. И уже в 1971 году около 80% местного населения могло смотреть телепередачи .
Другое по теме
Ашкенази — коренной народ Руси
— Илья Львович! Я не могу этого видеть! Илья Львович!
Одно из двух: или снимите крест, или оденьте трусы! Илья Львович! Одно из двух!
Я не могу этого видеть!
Еврейский анекдот ...